Решение по делу №Р-01-2017 от 26.09.2017 о распространении ненадлежащей рекламы
13 ноября 2017, 10:04
Тип документа:
Решения по делам

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № Р-01-2017, возбужденное в отношении ООО «ТД«Х»  по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в присутствии доверенного лица участвующего в деле (уведомленного надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) обратилось физическое лицо, с заявлением о распространении ненадлежащей рекламы, путем размещения несоответствующих действительности сведений о стоимости или цене товара, а именно размещением на фронтоне входа в магазин торговой сети «Х» расположенный по адресу:... фабрично изготовленной вывески «Самые низкие цены», что подтверждается фотографиями, приложенными к заявлению.

Специалистом-экспертом Ненецкого УФАС России была проделана работа по сбору и анализу информации о розничных ценах группы продовольственных товаров в торговых сетях, расположенных в географических границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» за период с 1 квартала 2016 года по 2 квартал 2017 года. По результатам предварительного анализа был сделан вывод о том, в анализируемый период цены на товары в магазинах торговой сети «Х» не относятся к категории низких относительно цен конкурирующих торговых сетей.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Хозяйствующим субъектом, осуществляющую предпринимательскую деятельность посредством организации торговой сети «Х» на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» является ООО «ТД  «Х».

Определением от 24.07.2017 Ненецким УФАС России возбуждено производство по делу № Р-01-2017 по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ООО «ТД «Х».

От ООО «ТД «Х» поступили письменные объяснения (вх. №504 от 12.07.2017), которые были поддержаны представителем Общества на заседании Комиссии Ненецкого УФАС России 13 сентября 2017 года. В объяснениях ООО «ТД «Х» указано следующее:

- согласования вывески «Самые низкие цены» с руководством ООО «ТД «Х» офис-менеджером не производилось;

- надпись «Самые низкие цены» подразумевала, что в данном магазине цены на молочную продукцию ниже, чем в других магазинах ООО «ТД «Х»;

- чтобы не вводить в заблуждение потенциальных покупателей, было принято решение внесение знака «*-На молочную продукцию в магазинах сети «Х».

Однако ввиду неблагоприятных погодных условий и некачественного клеевого покрытия надпись отклеилась. Позже вывеска «Самые низкие цены» была снята, что подтверждают фотографии, приложенные к объяснениям.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учетом доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Ненецкого УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация «Самые низкие цены», размещенная на фронтоне входа в магазин торговой сети «Х», расположенном по адресу ..... с учетом целевой направленности и манеры исполнения является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.

Размещенная на фронтоне входа в магазин торговой сети «Х», информация на рекламном носителе используется для привлечения внимания к магазину торговой сети «Х».

При этом под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

В данном случае, размещенная ООО «ТД «Х» реклама за счет указания на низкие цены формирует интерес потребителей к магазину торговой сети «Х», реализуемым им продовольственным товарам и способствует их продвижению на соответствующем рынке розничной реализации продовольственных товаров. Цены на товары - один из ведущих факторов конкурентной борьбы, поэтому указание на низкие цены в магазине торговой сети «Х» привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать интерес потребителей к рекламируемому магазину торговой сети «Х» и ее ассортименту.

Исходя из понятия рекламы, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, цель любого рекламного послания - привлечь внимание потребителя к рекламируемому продукту (товару, услуге), заинтересовать его. Однако, определяя рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, Закон о рекламе установил определенные ограничения для рекламодателей, а именно недопустимость недобросовестной и недостоверной рекламы (часть 1 статьи 5 Закона о рекламе).

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (пункт 4 часть 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Пленум ВАС РФ в постановлении от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" в пункте 29 указал, что при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель, не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

Как следует из объяснений ООО "ТД «Х", вывеска "Самые низкие цены" несет положительную смысловую окраску, привлекая тем самым внимание потребителя к магазину торговой сети «Х» и побуждая приобрести продовольственные товары именно в данном магазине торговой сети «Х». При этом на момент обнаружения нарушения, реклама не уточняет, что низкие цены могут быть установлены не на весь ассортимент продовольственных товаров, а на определенные группы и категории товаров.

В целях оценки на предмет достоверности рассматриваемой рекламы Ненецким УФАС России был проведен сравнительный анализ средних розничных цен на продовольственные товары в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» за период за период с 1 квартала 2016 года по 2 квартал 2017года, цены магазина торговой сети «Х» (ООО "ТД «Х») были сопоставлены с ценами в магазинах других торговых сетей.

В качестве исходной информации Ненецким УФАС России были обработаны данные о розничных ценах на конкретные продовольственные товары (торговая марка, масса, объем и т.д.), представленные торговыми сетями на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Продовольственные товары были выбраны в соответствии с перечнем товаров, утвержденных приказом Минпромторга России от 27.05.2011 №708.

Результаты анализа содержатся в Аналитической записке от 03.07.2017, подготовленной специалистом-экспертом Ненецкого УФАС России "О сопоставлении розничных цен на продовольственные товары с ценами, установленными ООО "ТД «Х» в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» за период за период с 1 квартала 2016 года по 2 квартал 2017года».

Результаты данного анализа показали, что розничные цены ООО "ТД «Х» выше розничных цен торговых сетей г.Нарьян-Мара за весь рассматриваемый период на следующие продовольственные товары: Молоко «Большая кружка» 3,2% 1л; молоко «Простоквашино» 3,2% 1 л; изделие хл./бул. «Венские» в/с 0,5 кг.

Выводы, изложенные в Аналитической записке от 03.07.2017, подтверждают несоответствие действительности (недостоверность) заявленной в рекламном слогане "Самые низкие цены" характеристики магазина торговой сети «Х» расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

В соответствии с пунктами 5 - 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

За нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет, в том числе, рекламодатель, рекламораспространитель (часть 6-7 статьи 38 Закона о рекламе. Согласно части 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В рассматриваемом случае в качестве рекламодателя и рекламораспространителя выступило ООО «ТД «Х» (Юридический адрес: ...; Почтовый адрес: .....; ОГРН:; ИНН: ; КПП: ), осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на рынке розничной торговли продовольственными товарами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Комиссия Ненецкого УФАС России с учетом доводов и возражений сторон, имеющихся в материалах дела, включая обращение физического лица, приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама "Самые низкие цены", распространенная на фронтоне входа в магазин торговой сети «Х», расположенного по адресу:...., в апреле - мае 2017 года, является ненадлежащей, не соответствующей пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

На заседании Комиссии представитель ООО «ТД «Х» вину признал.

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

В рамках рассмотрения дела ООО «ТД «Х» представлено информация о том, что вывеска «Самые низкие цены» была демонтирована, распространение ненадлежащей рекламы прекращено. В связи с изложенным Комиссией Ненецкого УФАС России принято решение Предписание не выдавать.

Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу части 4 статьи 38 Закона о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Самые низкие цены», размещенную на фронтоне входа в магазин торговой сети «Х», расположенного по адресу: ... в апреле - мае 2017 года, поскольку она противоречит требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе".

2. Признать в действиях ООО «ТД «Х», как рекламораспространителя, рекламодателя нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении, определении объекта ненадлежащей рекламы «Самые низкие цены» размещенной на фронтоне входа в магазин торговой сети «Х», расположенного по адресу: ....., не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации.

3. Обязательное для исполнения предписание Обществу с ограниченной ответственностью ООО «ТД «Х» не выдавать по причине устранения нарушения на момент вынесения решения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ТД «Хороший» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: 

Члены Комиссии

Наверх